Что такое подшипник?

Подшипник в том виде,  который он имеет на сегодняшний день, был разработан  в конце 19 века. Изначально его изготавливали вручную. Сегодня подшипники являются самой распространенной деталью механизмов, поскольку они упрощают вращение и способствуют снижению трения.

Подшипники выполняют две ключевые функции:

  • Передают движение, т.е. поддерживают и направляют детали, вращающиеся относительно друг друга
  • Передают усилия

Подшипники качения и подшипники скольжения

В подшипниках скольжения ось и подшипник совершают движения в противоположных друг другу направлениях по скользящей поверхности. В подшипниках качения, наоборот, наружное и внутреннее кольца двигаются навстречу друг другу и разделяются телами качения. В такой конструкции возникает значительно меньше трения, чем в подшипниках скольжения.

Радиальные и упорные подшипники

Подшипники могут воспринимать нагрузку в радиальном (поперек оси вала) направлении, в осевом (вдоль оси вала) направлении , а также комбинацию радиальных и осевых нагрузок, что характерно для многих типов подшипников.

Это могут быть как шариковые, так и роликовые подшипники. Выбор конструкции зависит от области и условий применения.

Детали подшипника

Подшипники обычно состоят из следующих деталей:

  • Два кольца или диска с дорожками качения
  • Тела качения в форме шариков или роликов
  • Сепаратор, который разделяет тела качения и направляет их

Внутреннее кольцо / наружное кольцо

Внутреннее и наружное кольца обычно изготавливают из специальной высокоочищенной хромированной стали. Такой материал соответствует требованиям по жесткости и чистоте, которые являются важными факторами, отвечающими за грузоподъемность и долговечность. Дорожки качения проходят закалку, шлифовку и хонингование.

В некоторых случаях применяются такие специальные материалы как керамика и полимеры. Несмотря на то, что полимеры не выдерживают чрезвычайно высокие температуры, они существенно легче, чем сталь. В связи с этим их применение бесспорно оправдано в таких областях, как автомобилестроение.

 Внутреннее кольцо

Наружное кольцо

Тела качения

Тела качения могут иметь форму шариков, роликов, конусов, сфер или игл. Обычно они изготавливаются из специальной высокоочищенной хромированной стали. Также применяются и такие специальные материалы, как керамика и полимеры. Тела качения движутся по сформированным особым образом дорожкам качения в кольцах или дисках, при этом разделяясь и направляясь сепаратором.

Сепаратор

Сепаратор отвечает за удержание и направление тел качения. Для изготовления сепараторов используются такие материалы,  как сталь, латунь и полимеры. Массивные металлические сепараторы изготавливаются в процессе механической обработки, а стальные штампованные сепараторы - методом штамповки из металлического листа. Пластиковые сепараторы также изготавливаются методом механической обработки или посредством литья под давлением.